Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u2264799/data/www/kmvnews.ru/templates/gk_news2/lib/menu/GKBase.class.php on line 114

Warning: "continue" targeting switch is equivalent to "break". Did you mean to use "continue 2"? in /var/www/u2264799/data/www/kmvnews.ru/templates/gk_news2/lib/menu/GKHandheld.php on line 76
Кавказская здравница - Звезда на ладони

19 апреля 2024 года, 15:07

Звезда на ладони

Хорошо помню 12 апреля 1961 года. По радио сообщили радостную весть: «…состоялся первый полёт человека в космос, ставший одной из самых важных вех в истории всего человечества. Его совершил советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин». Сказав тогда «Поехали!», он открыл эру освоения космического пространства.

Всеобщее ликование, радость, улыбки… Мамы называли именем Юрий своих новорождённых сыновей. Мир гремел от восторгов. В газетах мелькали фотографии: Гагарина осыпают цветами во  всех странах, Гагарин с голубем мира, неповторимая гагаринская улыбка…

Идут годы, но праздник – День космонавтики по-прежнему дорог каждому из нас.

Далёкие, манящие звёзды… Купол неба… Наверное, это самая загадочная тайна Вселенной. Так хочется разгадать её, побольше узнать о небесных светилах, планетах и явлениях. Помогают прикоснуться к этой тайне планетарии, в том числе и любимый горожанами Пятигорский, расположенный в парке культуры и отдыха имени С. М. Кирова.

Его история началась 10 августа 1958 года.Записка, заложенная в фундамент здания, гласила: «Сегодня, 10 августа 1958 года, в День строителя, был заложен фундамент планетария. Строительство этого сооружения будет вести передовой коллектив строителей города артель «Стахановец».

27 февраля 1960 года учреждение открыло свои двери для посетителей. Старожилы Пятигорска помнят старый планетарий, а также памятник рядом с ним, который был выполнен в античном стиле и символизировал устремленность человечества в космос. Посетители могли наблюдать в телескоп Луну и звезды, что вызывало у них восторг. Школьники ходили туда целыми классами. Им демонстрировали научно-познавательные фильмы об исследовании Вселенной, а заканчивались экскурсии впечатляющим шоу  «Восход над городом Пятигорском».

Но, к сожалению, все это ушло в небытие. В течение двух десятков лет планетарий становился то видеосалоном, то кафе, а памятник и вовсе демонтировали… Однако приходившие сюда люди продолжали интересоваться и спрашивать, что в здании было раньше.

Непростую миссию возрождения планетария взяла на себя пятигорчанка Анна Юрьевна Платонова. Патриот города, человек неравнодушный, инициативный и творческий, она искала информацию о необходимом оборудовании, деятельности планетариев в других городах России, за рубежом.

По словам Анны Юрьевны, сделать это было нелегко. Реконструкция, в которой участвовали ученые-астрофизики со всей страны, длилась почти год. Вокруг энтузиастки постепенно собрались заинтересованные люди. Старейший пятигорский любитель астрономии Валерий Панкин подарил карты звездного неба. Поддержал идею воссоздания и директор Пятигорской станции юных техников Александр Пересада. А талантливый фотограф, путешественник Евгений Триско, неоднократно принимавший участие в международных фестивалях любителей астрономии, подготовил авторскую фотовыставку, украсившую фойе. Снятые через телескоп галактики, созвездия и туманности поражают воображение. Евгений трижды проводил съемки полных солнечных затмений: на Кавказе в 2006 году, на Алтае в 2008-м и в Китае в 2009-м.

12 апреля 2012 года, в  День космонавтики, планетарий вновь распахнул свои двери для любознательных. Специально для участия в торжественной церемонии открытия в Пятигорск прибыл ученый-астрофизик из Санкт-Петербурга, кандидат педагогических наук, член Ассоциации планетариев России, член Совета Евроазиатского содружества планетариев Михаил Прокопенко.

Возрождённый планетарий оснащен по последнему слову техники. Движение планет и галактик воссоздается одновременно пятью проекторами, которые дают объемное цифровое изображение. Благодаря системе полнокупольных проекций ты словно паришь в космическом пространстве и до звезды можешь дотронуться рукой. Неповторимое ощущение! В уютном зале на 25 мест, утонув в мягком кресле, можно промчаться по Млечному пути, посмотреть документальные фильмы «Удивительный телескоп», «Планеты Солнечной системы», «Созвездия четырех времен года», узнать много нового и интересного из жизни нашей Вселенной, о том, как родилась Солнечная система, что собой представляют планеты, как был изобретен телескоп и многое другое.

В планетарий приходят не только горожане, но и отдыхающие, гости курорта. Сюда спешат родители с детьми, бабушки с внуками и правнуками и, конечно, школьники. Например, учительница физики и астрономии школы № 6 Елена Павловна  Гаевская любит проводить здесь уроки астрономии для старшеклассников.

Сколько восторженных отзывов от посетителей! Вот один из них: «Это пять звёзд! Очень понравилось! Жаль, в зале мы были лишь вчетвером. Мне кажется, интересно и познавательно будет в любом возрасте, но детям просто обязательно к посещению! Приходите семьями, не пожалеете! Спасибо, планетарий! За науку и романтику! Вера Андреевна, пятигорчанка».

Полнокупольные шоу-программы для детей и взрослых, путешествия в глубины Вселенной, увлекательные экскурсии по звездному небу, образование и развлечение для всей семьи – всё это наш любимый пятигорский планетарий. Единственное на Северном Кавказе учреждение подобного рода и одна из достопримечательностей города.

Ко Дню космонавтики здесь будет открыта фотовыставка «Первый: Гагарин и Куба», организованная Российским обществом дружбы с Кубой.

Директор рассказала, что в будущем у планетария появится настоящий телескоп, в который все желающие смогут понаблюдать за звездным небом.

А пока на «ракете желаний», заправленной звёздным топливом, вместе с пытливыми мальчишками и девчонками мы летим по звёздному небу, поражаясь таинственной красоте нашей Вселенной. Звёзды так близко! И кажется, что одна из них  – самая красивая и яркая – лежит на ладони и сверкает золотыми ресницами.

Лариса ПРОЗОРОВА.